Интерактивный портал

службы занятости населения

Республики Коми

Войти через госуслуги

Обращение по поводу работы

Этот этап в поиске работы наиболее трудоемкий. Поэтому стоит отнестись к нему внимательно. Он состоит из следующих элементов:

  1. Подготовка к подаче заявления о приеме на работу.
  2. Установление контактов.
  3. Подготовка документов для интервью: сопроводительное резюме, рекомендательные письма.

1. Подача заявлений о приеме на работу

Предложение своих услуг потенциальному работодателю в письменном виде имеет ряд преимуществ. Если даже фирма не располагает в данный момент вакансиями, Вы, тем не менее, имеете возможность показать свою инициативность и изобретательность, и в случае появления вакансии Вас уже будут знать до начала поиска претендентов, что, возможно, позволит Вам избежать конкуренции. В крайнем случае, руководитель может даже создать дополнительное рабочее место, если Вы действительно тот человек, который им нужен.

Предпочтительно подавать свои заявления в те компании, которые наиболее подходят Вам по опыту Вашей прежней работы.

Следите, чтобы посылаемый Вами материал не был слишком объемным: адресат не сможет уделить Вашему заявлению много времени и лишь бегло просмотрит текст. Поэтому прилагайте усилия к тому, чтобы он выделил Ваше заявление, запомнил и отметил его.

При обращении к работодателю нужно всегда иметь при себе кратко и ясно изложенную и аккуратно написанную профессиональную биографию (резюме) и при этом должны учитываться два условия:

  1. стараться хорошо преподнести себя, указывая на свои сильные качества, активность, ориентацию на деятельность, не забывая похвалить себя как работника;
  2. но при этом Вы не должны стараться казаться не тем, кто Вы есть на самом деле. Попытка выдать себя за другого - самая большая ошибка людей, ищущих работу. Ведь с человеком, обманувшем ожидания расстаются очень скоро.

2. Установление контактов

Поиск работы - дело часто продолжительное. Поэтому установление сети контактов в процессе взаимодействия с людьми, имеющими информацию о наличии свободных мест, или знающих таких людей - это создание для себя условий, повышающих вероятность нахождения человека, обладающего полномочиями принять Вас на работу.

Почему должна быть сеть контактов? О большинстве вакансий не сообщается в газетах, и сведения о них не регистрируются ни в центрах занятости, ни даже в частных агентствах по трудоустройству. Исследования показывают, что один из самых эффективных способов получения работы - это использование сведений от людей, которых Вы знаете. Благодаря своим друзьям, родственникам и знакомым Вы имеете значительно больше шансов узнать о возможностях трудоустройства, чем, если бы Вы занимались этим в одиночку. Если даже большинство людей, входящих в Вашу сеть контактов, не владеет нужной информацией, то уже сам разговор на эту тему прояснит Ваши цели и позволит усовершенствовать навыки, необходимые для успешного интервью.

Кто составляет сеть Ваших контактов? Это люди, располагающие сведениями о вакансиях, либо знающие таких людей. Сообщите им о том, что Вы заинтересованы в новой работе. Старайтесь, чтобы Ваши вопросы носили конкретный характер, а не сводились к варианту типа "Вы не слышали, есть ли какие-нибудь свободные места?" Большинство людей с удовольствием поделятся с Вами информацией, если у них будет такая возможность. При встречах с новыми людьми обменяйтесь с ними визитками.

Не забудьте сообщать Вашим знакомым, а особенно незнакомым людям, как высоко Вы цените их помощь. Потрудитесь отправить благодарственное письмо или сообщите им о результате, который Вы получили, использовав информацию, предоставленную ими. В свою очередь, предложите им свою помощь.

3. Документы, необходимые для участия в интервью:

  1. Сопроводительное резюме;
  2. Рекомендательные письма от третьих лиц.

Сопроводительное резюме

Резюме - это краткая информация о себе, как специалисте, с указанием образования, специальности (квалификации), профессиональных достоинств, трудовой биографии, своих целей в поиске работы.

Резюме - это одно из самых эффективных средств саморекламы. Главная цель резюме - привлечь к себе внимание работодателя, создать у него благоприятное впечатление о себе и получить приглашение на личную встречу

Три основных правила составления резюме:

  • краткость (не более 2-х страниц машинописного текста)
  • аккуратность (без ошибок и исправлений, четко на хорошей бумаге)
  • правдивость (не включайте ложную информацию, но правильно расставляйте акценты).

Содержание резюме

  1. Заголовок: фамилия, имя, отчество (не употребляйте слово "резюме" в заголовке)
  2. Цель в поиске работы: какую работу Вы можете и хотите делать.
  3. Основные личные данные: точный адрес с почтовым индексом, номер телефона, семейное положение.
  4. Опыт работы: в хронологическом порядке (как правило, обратном, начиная с последнего места работы) перечислить места работы с указанием дат и занимаемых должностей. (Для выпускников - краткие сведения о практике на предприятии с описанием знаний и навыков, которые приобретены в процессе стажировки, подчеркнуть свои достижения)
  5. Образование: укажите названия учебных заведений полностью, а не аббревиатуру, время учебы.
  6. Дополнительная информация: сведения, подчеркивающие Ваши сильные стороны профессиональные и личностные: знание иностранных языков, компьютерная грамотность, наличие водительских прав, аккуратность, тщательность и внимательность при работе с документами и т.п.

Рекомендательные письма

Рекомендательные письма имеют очень давнюю историю. Они нисколько не потеряли своего значения и в наше время. Просто мы раньше редко пользовались такой формой (заменителем рекомендательного письма выступала характеристика).

Рекомендательное письмо - это краткая характеристика Вас авторитетным человеком, достаточно хорошо Вас знающего и как личность и как работника. Обращаясь с просьбой к такому человеку рекомендовать Вас, убедитесь, что он готов будет к тому, что к нему могут обратиться за дополнительной информацией относительно Вас.

Такие письма используются обычно при более тесном знакомстве кандидата на должность с работодателем. Для первого обращения или подачи резюме использование писем не столь существенно, тем не менее, полезно иметь их при себе. Это поможет Вам почти наверняка попасть в число кандидатов на должность и успешнее пройти интервьюирование.

Рекомендательное письмо пишется по совершенно свободной форме, правом рекомендующего лица является то, каким образом он охарактеризует Ваши качества. Как правило, письмо кратко и должно умещаться на одной странице. Единственным обязательным условием рекомендательного письма является указание места работы, должности рекомендующего, адреса и телефона, по которым потенциальный работодатель может связаться с ним для получения дополнительной информации.