Интерактивный портал

службы занятости населения

Республики Коми

Войти через госуслуги

Интервью

Наконец, наступает ключевой момент в Вашем поиске. Вы добились приглашения на интервью с работодателем. Теперь все зависит только от Вашей удачливости, смелости, напора и, естественно, способностей, которые Вы должны продемонстрировать в самом выгодном свете.

Интервью имеет свои особенности и требует вполне определенной подготовки. Поскольку для Вас интервью - это правильные ответы на задаваемые вопросы (правильные в том смысле, что ответы должны совпадать с ожиданиями вопрошающего), необходимо не только знать, что обычно спрашивают работодатели - или что они должны спрашивать, но и осуществить психологическую подготовку к нему.

1. Подготовка к интервью

Ваши контакты с работодателем могут привести к приглашению к интервью. Ваш возможный работодатель на этом этапе проявляет к Вам серьезный интерес, поскольку информация, которую Вы ему передали ранее, обнадежила его в плане привлечения Вас к работе. В глубине души каждый работодатель, приглашающий Вас на интервью, надеется, что Вы, может быть, тот самый идеальный работник, о котором он мечтает. Поэтому и Вы не упускайте случая использовать свое первое знакомство, чтобы "показать товар лицом". Следующие рекомендации обязательны при подготовке к интервью.

  1. Поиск есть поиск, поэтому не забывайте о цели Вашего визита. Четкое и ясное изложение Ваших целей дает руководителю шанс оценить, в какой мере Вы подходите для этой работы, а также сравнить Вас с другими кандидатами. Первые фразы, как и первые взгляды должны быть таковы, чтобы работодатель не забыл о Вас уже при встрече со следующим кандидатом.
  2. Интервью нужно не только работодателю. Оно необходимо и Вам для того, чтобы побольше узнать о своей будущей работе. Именно от работодателя можно узнать все детали работы, которые могут более четко прояснить для Вас, насколько работа привлекательна для Вас. Из важных деталей, которые будут иметь немаловажное значение, является информация о продукции или услугах фирмы, рынке этой продукции /услуг. Даже если Вы немолоды, желательно обсудить вопрос о возможности обучения и повышения квалификации - учиться никогда не поздно. Не забудьте и о перспективах Вашего дальнейшего профессионального роста в этой организации.
  3. Руководители крупного ранга нередко используют в процессе интервью процедуру профессиональной психологической диагностики. Помните, что такое тестирование они имеют право проводить только с Вашего полного согласия и должны заверить Вас, что анализ тестов будет проводить профессиональный психолог, а не случайный человек, и что их результаты будут использованы только для данной оценки. Чаще всего руководители и их менеджеры по персоналу тестируют кандидатов на уровень интеллектуального развития, критичность мышления, сообразительность и быстроту мышления, работоспособность, специальные способности, а также личные склонности.
    Помимо этого, руководители могут "протестировать" Вас, привлекая к дискуссии с другими сотрудниками или, предоставляя Вам возможность самопрезентации (что сразу позволит им увидеть на деле, что Вы собой представляете и как справляетесь с конкретными задачами).
  4. Готовясь к интервью, обдумайте, какие документы Вам необходимо взять с собой. На первую встречу не стоит опаздывать ни в коем случае. Если это произошло, по-видимому, уже нет смысла тратить время на само интервью - работодателю все ясно.
  5. Пометьте для себя пункты, которые Вам необходимо выяснить. Человек обычно может держать в голове не более трех вопросов одновременно и почти наверняка Вы, понадеявшись на свою память, не зададите работодателю каких-то важных вопросов, поэтому составьте список в своей записной книжке.
  6. Сразу подготовьтесь и к вопросам, которые Вам, скорее всего, будут задавать. Продумайте ответы по крайней мере на следующие вопросы:
    • какова основная сфера Вашей деятельности?
    • за что Вы отвечали на последнем месте работы (Ваши обязанности)?
    • какие основные проблемы были у Вас на работе и с чем они были связаны?
    • что у Вас получается наиболее хорошо?
    • каковы цели Вашей карьеры?
    • почему Вы ушли с последнего мета работы?
    • почему Вы хотите попробовать свои силы здесь?
    • что привлекает Вас в этой работе?
    • с каким типом людей Вам труднее всего работать?
    • чем бы Вы хотели заняться в ближайшие 5 лет?
    • каковы Ваши сильные стороны?
    • в чем Вы видите свои слабости?
    • как Вы считаете, почему следует принять вас на работу?
    Готовьтесь к вопросам, которые будут задаваться бессистемно и в самом неожиданном порядке. Не удивляйтесь, если Вам будут задавать неудобные или необычные вопросы. Просто старайтесь в таком случае оставаться спокойным: обычно подобные вопросы рассчитаны на то, чтобы испытать Вас в самых затруднительных ситуациях.
    В нашей культуре руководители нередко задают и совершенно бестактные вопросы. Однако и западные руководители слишком часто подробно интересуются личной жизнью своих потенциальных работников.
    Есть испытанный способ тренировки способности правильно и быстро отвечать на самые разные вопросы - это использование своих родственников и друзей в роли "задавателей" вопросов. Так Вы обретаете уверенность в себе, зная, что ожидать от человека, сидящего за противоположной стороной стола.
  7. Нередко работодатели могут попросить Вас изложить свое собственное представление по конкретному вопросу или даже концептуальное видение будущей работы, попробуйте подготовиться к такому вопросу максимально хорошо. Бывает, что это-то и есть ключевой вопрос интервью. Почти каждый работодатель ожидает, что специалист должен быть предельно многогранным. И хотя эти ожидания нередко безосновательны, способность человека, нанимающегося на работу - ясно, связно, толково изложить свое собственное видение задач и всего процесса работы - оказывает сильное впечатление. Работодатель может принять положительное решение сразу после Вашего краткого монолога.
    Для этого Вам необходимо будет основательно подготовиться. Если Вы не вполне владеете материалом относительно новой работы, посмотрите соответствующую литературу и "нахватайтесь" терминов (но с пониманием того, что они значат). Определите цель и 2-3 основные задачи своей будущей деятельности. Расположите материал в надлежащем виде и подавайте его в ясном и кратком изложении. Оптимальная краткость - это всего 3 минуты речи. Ясность же достигается, прежде всего, способностью вести речь предложениями, которые совершенно четко и логически однозначно увязаны между собой - Ваша мысль должна быть прямолинейна и никоим образом не ветвиться, отвлекаясь на детали. Четкость изложения достигается и тем, что отдельные Ваши предложения не должны длиться дольше 20 секунд, т.е. нельзя делать более двух-трех причастных оборотов.
  8. Обдумайте вопрос с одеждой. Формальной стороне дела в ситуации приема на работу обычно придают значение гораздо большее, чем она того заслуживает, однако здесь поговорка "принимают по одежке…" работает в полной мере. Беседующий с Вами работодатель предпочтет, чтобы Вы были одеты даже более изысканно, чем он сам, но на некоторых людей это действует и противоположным образом. Поэтому лучше всего - если Вы еще не знаете вкусов своего работодателя - сможет подойти костюм, который более всего соответствует представлению о среднем уровне в той социальной среде, которую Вы выбираете для себя в качестве окружения для будущей работы. Талантливый специалист может ходить на работу и в домашних тапочках, но при первой встрече с работодателем такая форма одежды не произведет нужного впечатления.
    Против распространенного мнения, далеко не все работодатели восприимчивы к вызывающей одежде молодых женщин - они могут полюбоваться на свою собеседницу и поухаживать за ней, но вопрос о работе может вызвать у них некоторое смущение, поскольку одно дело поболтать с соблазнительно одетой собеседницей, а другое - нанять на работу специалиста.
    Ну и ни в коем случае не приходите на интервью в грязной одежде. Сидящий напротив Вас за столом руководитель или менеджер по персоналу в ситуации оценки вынужден рассматривать Вас внимательнее, чем, если бы это было в иной ситуации. И он, конечно, отметит загрязнившиеся рукава давно не чищеного пальто, грязный воротник, обратит внимание на руки и даже на вашу сумочку (причем не столько на ее качество, сколько на ее чистоту).
  9. Постарайтесь сразу, при первых же вопросах выяснить позицию интервьюера, его профессиональный интерес, поскольку это может повлиять на исход встречи. Очевидно, что сотрудник отдела кадров (ныне он называется менеджер по персоналу), оценивающий кандидата по короткому вопроснику, не будет сильно вдаваться в технические моменты, а руководитель коммерческого отдела, например, вряд ли станет обсуждать детали выплаты пенсий. Нередко, однако, кадровики располагают - вопросником с техническими характеристиками и умеют оценивать Ваши профессиональные ответы, хотя сами не являются экспертами. Не забывайте также, что интервью могут проводить сразу несколько человек.
  10. Используйте любую возможность подчеркнуть, что в эту компанию Вас привело не то обстоятельство, что вам пришлось расстаться с прежней работой, а Ваше желание трудиться именно здесь. Умейте превращать минусы в плюсы по ходу дела.
  11. Между тем, старайтесь не изображать себя универсальным специалистом и мастером на все руки. Даже если это и так, вам мало кто поверит на слово, потому что не исключено, что Ваш собеседник успел повстречаться со слишком большим числом людей, каждый из которых был "и жнец, и швец, и на дуде игрец", а при первой же проверке оказывался просто никчемным работником. Ложь ради получения работы дает результаты в лучшем случае месяц. Потом такого "мастера-на-все-руки" неизбежно гонят. Тем более, что подобный метод найма на работу уже отходит в прошлое - работодатели стали гораздо разборчивее и осторожнее, чем всего несколько лет назад
    Наконец, не воспринимайте интервью как экзамен, на котором Вы выступаете в роли студента. Задавайте сами вопросы и не испытывайте робости - Вам ведь пока еще нечего терять и это не последний ваш шанс. Интервью - это и дополнительная информация для Вас.

2. Плюсы и минусы интервью

Участвуя в интервью, старайтесь держаться как можно естественнее - именно так, как это свойственно Вам в повседневном общении. Не следует держаться свободно, если Вы по натуре человек стеснительный - с Вашим выражением лица и голосом это будет выглядеть как развязность.

Существует несколько формальных и неформальных моментов, которые многие упускают из виду (иногда даже не знают).

Обратите внимание на следующие элементарные моменты делового этикета:

  1. Не торопитесь сесть без приглашения, по крайней мере, пока этого не сделает хозяин кабинета.
  2. Не критикуйте своих прежних работодателей.
  3. Не курите, даже если это Вам предложили (мода на курение проходит и далеко не всегда курящий хозяин приветствует курение других в своем кабинете, особенно незнакомых людей).
  4. Не ругайтесь ни в коем случае, даже в самой мягкой форме.
  5. Не прерывайте говорящего, даже если он словоохотлив, а Вы нетерпеливы в желании выложить ему все то, что заранее подготовили.
  6. Не предлагайте встречного интервью - задавайте вопросы корректно и только когда это необходимо. Никто не любит неожиданной смены ролей.
  7. Не вступайте в спор не по существу дела, хотя бы ваша позиция и очень отличалась от точки зрения оппонента. Высказывайте свое мнение в более нейтральной форме.
  8. Не будьте фамильярным.
  9. Старайтесь не повторяться, работодатель может заподозрить, что имеет дело с упрямым человеком или даже занудой.
  10. Говорите правду.
  11. Не задавайте вопрос о зарплате - пусть его поднимет сам интервьюер.
  12. Не заостряйте слишком внимание на своих недостатках, ни физических, ни профессиональных или квалификационных, - опытный человек их и так увидит, а Вы тем временем попытайтесь больше указывать на свои достоинства.
  13. Обращайтесь к человеку по имени и отчеству, старайтесь встречаться ним взглядом.
  14. Улыбайтесь, но не усердствуйте - здесь у нас не Америка.
  15. Контролируйте некоторые свои не самые лучшие манеры, например, раскачивание на стуле, непрерывное верчение и кивание, постоянную смену позы, слишком активную жестикуляцию, почесывания, грызение ногтей, швырканье носом - да мало ли каких особенностей мы за собой не замечаем, но которые д оставляют неудобства нашим собеседникам.
  16. Если вашему собеседнику звонят по телефону, и Вы почувствовали, что обсуждается серьезный вопрос, покиньте комнату (хотя некоторые интервьюеры в этот момент не отвечают на звонки).
  17. В заключение интервью постарайтесь обратить внимание собеседника на особо важные для Вас моменты (если Вас не спросили: "есть ли у Вас еще какие-то вопросы?", Вы можете сказать: "могу я добавить одну вещь…?").

Никогда не забывайте, что интервьюер все время надеется обнаружить в Вас необходимые для работы качества. Может оказаться так, что наиболее ценной информацией, которую Вы можете предложить ему, - это показать, что Вы успешно выполняете перечисленные выше задачи.

После беседы, пока следы еще свежи в памяти, составьте свое мнение о том, как она прошла. Отметьте те вопросы, которые оказались для Вас наиболее сложными или к которым вы были наименее подготовлены. Извлекайте уроки из каждого интервью - ведь вероятнее всего, что Вам придется выдержать их несколько.

Если Вы узнали, что интервью закончилось для неудачей (будьте готовы к тому, что такими могут оказаться 9 из 10 интервью), позвоните, и вежливо узнайте причины. Вы можете сказать, что уважаете их решение, но будете признательны, если получите какую-то помощь в виде информации или совета по своему дальнейшему трудоустройству. Конечно, Вы не должны надеяться всегда получить прямой и честный ответ, но если это случиться, это поможет Вам определить свои слабые места, о которых Вы, может быть, и не знали, это также может подтвердить Ваши опасения. Но, вооружившись этими знаниями, Вы в следующий раз сможете улучшить свое положение. Не попадает тот, кто не стреляет.